Home
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ И КАК ЕЕ ЛЕЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ МЕТОДАМИ
КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ  ЧЕЛОВЕКУ
ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ
ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ
РАЗНОЕ

Что такое болезнь и как ее лечить православными методами

- В чем, с духовной точки зрения, причина того, что сегодня, как никогда раньше, люди, в том числе молодежь, поражены болезнями, причем не одной, а зачастую - целым "букетом"?

 - Это связано с тем, что умножился грех в современном мире и что стало много разновидностей греха. Дело в том, что сейчас молодежь совершает те грехи, которые раньше, когда государство было православным, когда процветало благочестие, люди совершали только в зрелом возрасте. Сейчас различные смертные грехи начинают совершать уже в детском возрасте. В девять лет - колоться наркотиками, жить половой жизнью в 10-14 лет. Конечно, это приводит к тому, что каждое последующее поколение рождается все более и более нездоровым. А грехи, совершаемые и нераскаянные в одном поколении, переходят и в следующие поколения.

 - Как следует вести себя православному человеку в случае легкого недомогания? - Конечно, следует прибегнуть к Богу с молитвой, попросить у Господа помощи, облегчения страдания, попить святой воды, помазаться святым елеем. - Что нужно делать, если началась серьезная болезнь?

 - Если началась серьезная болезнь, тоже сперва прибегаем к молитве, как этому учил преподобный Нил Синайский: "И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве". Поэтому, когда началась серьезная болезнь, надо просить у Господа помощи. Потом просить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в болезни, смог поставить правильный диагноз; о том, чтобы Господь сделал врача своими руками, и о том, чтобы врач не от себя творил, а так, как благословлено свыше. Молиться во время болезни. Прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеймону, и положиться всецело на Промысел Божий.

 - Правы ли те православные люди, которые не идут к врачу, мотивируя это тем, что, мол, Сам Бог дал эту болезнь, Сам Он, если это будет угодно Ему, и вылечит? - Православные люди, которые живут обыденной христианской жизнью, в миру, поступают неправильно, если они не идут к врачу. Почему? Потому что Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей, диагностировали болезни, распознавали их, находили пути для исцеления своих пациентов. Поэтому, когда больные люди обходят врачей, игнорируют их, они тем самым совершают грех против своего собственного здоровья. Однако следует помнить, что существует категория глубоко верующих православных людей, особенно живущих подвижнической или монашеской жизнью, которые по благословению духовника, а не самолично, не самочинно, действительно могут положиться на волю Божию, не принимая никаких лекарств. Это есть своего рода подвиг, но он под силу только единицам и, еще раз подчеркиваю, с благословения духовных отцов и старцев.

 - Что можно сказать тем, кто отказывается получать страховой медицинский полис, считая его одним из документов, которыми подготавливают общество к принятию печати антихриста? - Непринятие медицинского страхового/полиса является абсурдом, потому что страховой полис никак не подготавливает общество к принятию печати антихриста. Печать антихриста будет накладываться, если человек сознательно отречется от Христа. Страховой полис, хотя он имеет свой код и номер, лишь является документом, который позволяет выяснить той или иной больнице, какая страховая компания стоит за данным пациентом.

 - Не могли бы вы рассказать о целительной силе святой воды, антидора, артоса, святой просфоры, освященного елея и дать "рецепты" их применения? - Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская святая вода или святая вода малого освящения. Первую, в отличие от второй, следует пить только натощак. Она потребляется внутрь в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки), строго натощак, утром, с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот больному, находящемуся в бессознательном состоянии, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией Благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера. Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно потреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве. Желательно перед едой, но можно и добавлять в питье. Святой водой можно мазаться (смазывать, смачивать больные места), кропиться самому и окроплять свои вещи, палату и больничную койку, приносимую пищу. Еще несколько советов: при головных или иных болях можно приложить к больному месту компресс, смоченный Богоявленской водой; если ночью не дают спать плохие сны, мучает бессонница - можно выпить немного Богоявленской воды; некоторые, чтобы усилить действие святой воды, собирают в одном сосуде воду со многих водосвятных молебнов иконам Божией Матери и разным святым и делают это на протяжении многих лет... 

Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом очищать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу. Освященный елей многомощен. Для больного важен елей, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться и добавлять в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых,.чудотворных икон или миро от последних. Ими желательно только помазаться (чело - лоб - и больные места крестообразно). Причем чем острее и выраженнее симптомы заболевания, тем обильнее и чаще нужно мазаться и кропиться святынями с верою и упованием на Бога. 

Святыня в виде ваточки или кусочка ткани, пропитанного елеем, может прикладываться к больному месту. Когда ткань станет негодной к употреблению, ее положено сжечь, в мусор выбрасывать нельзя. Антидор есть часть той просфоры, из которой взята была часть Святого Агнца. Антидор иначе называется агиасма (святыня). Артос - хлеб, освященный в субботу первой недели после Пасхи. Специально освящается для больных (один раз в году). Придя в храм, попросив у священнослужителей, можно получить артос домой. Потребляется во время болезни натощак после святой воды.

 Святая просфора - маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на литургии в церкви. После операции ежедневное потребление артоса, святой просфоры, святой воды, помазание себя святым елеем от мощей угодников Божиих или от Чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению. Святая православная Церковь обладает множеством бесценных сокровищ. Одно из них - икона. Как священный образ, икона есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с преданием записанным и преданием устным. Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней.

 - Какую помощь оказывают во время болезни крест и крестное знамение?

 - Благочестивые люди крестным знамением начинают всякое дело и оканчивают им же и благодарением Богу. Многообразными и славными песнопениями Церковь Божия украшает Крест Пречестный. Оружие он для спасающихся непобедимое. В больнице мы должны как можно чаще использовать крестное знамение как всемощное оружие и защиту от вражеских поползновений: осенять крестом пищу, лекарства и питие, предметы обихода, свою постель; вечером - палату на все четыре стороны света, днем - аппаратуру, средства и системы, вводимые в организм по необходимости лечения данного заболевания.

 - Если не помогают ни лекарства, ни доктора, и болезнь все тянется, принося новые страдания во время обострений - что делать? - Следует стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть, молиться и просить у Господа укрепления души для перенесения имеющегося недуга. 

- Что делать в самые тяжелые моменты болезней, во время резких болей, высокой температуры, когда человеку, как говорится, самому не до себя и - увы! - не до молитвы? 

- Да, действительно, бывают такие состояния, когда человеку уже не до себя и не до молитвы. В этом случае все равно Господь подает такие небольшие промежутки, когда человек может совершать краткие молитвы типа "Господи, помилуй!" или хотя бы мысленным взором обращаться за помощью к Богу. Когда человек сам не может молиться, пускай молятся за него его ближние. - Как поступить близким тяжело больного, умирающего человека, который и слышать не хочет о том, что ему необходимо исповедаться, причаститься? - В этом случае родственники больного должны молиться Богу о вразумлении своего тяжело страждущего, умирающего родственника, о том, чтобы Господь открыл ему свет истины и дал возможность подойти к таинствам исповеди и причастия. Необходим разговор, терпеливая беседа со своим родственником, терпеливые молитвы за него. В таких случаях лучше всего помолиться святому апостолу Иоанну Богослову, или родственники могут читать Псалтирь о вразумлении своего страждущего близкого. 

- Правы ли те, кто сами не предлагают больному пригласить священника, боясь, что тот догадается о своей скорой кончине? 

- Таковые не правы, потому что тем самым они лишают умирающего человека предсмертного напутствия и будут повинны в загробной участи усопшего. Бывают случаи, когда священник, приходя и давая предсмертное напутствие, тем самым не провожает человека в вечность, а наоборот, возвращает его в эту жизнь, и Господь через священника продляет время для покаяния. Не всегда Господь подает смерть умирающим, а в ряде случаев через таинство сохраняет жизнь. Поэтому не предлагающий пригласить священника сотворяет грех. 

- Что Вы можете сказать по поводу мнения - оно высказывается даже в некоторых православных книгах - что каждой нашей страсти, каждому греху соответствует та или иная болезнь?

 - Это не совсем правильно. Да, действительно, есть соответствие ряда болезней нашим страстям. Например, если человек страдает чревоугодием, ест чрезвычайно много острой и тяжелой пищи, то совершенно неминуемо у него будут развиваться такие болезни желудочно-кишечного тракта, как холецистит, гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Если человек постоянно раздражается, гневается, не контролирует свою страсть гнева, раздражительность, то это может привести к гипертонии, инфаркту, инсульту. Если человек не воздержан в половом отношении, то есть нарушает заповедь Божию о целомудрии, то совершенно естественно, ведя беспорядочную половую жизнь, он заболевает венерическими заболеваниями, синдромом приобретенного иммунодефицита или другими заболеваниями, передающимися половым путем. Поэтому есть болезни, которые соответствуют нашим страстям, и это соответствие естественно, логично и медицински, и духовно. Но попытка выяснить зависимость каждой конкретной болезни от конкретного греха не имеет под собой почвы, так как у Господа особый промысел для каждого человека. Попытка вывести такое соответствие была бы натянутой и фальшивой. 

- В чем. разница между постом и диетой? 

- Принципиальная разница между постом и диетой заключается в следующем. Пост подразумевает под собой духовное основание. Целью поста является усмирение плоти и укрепление души. Диета же - это ограничение себя в пище, совершаемое с медицинской целью, для оздоровления или похудения. Пост в отличие от диеты прежде всего ставит своей целью достижения духовные. Он есть одно из средств для борьбы человека со своими страстями. Кроме того, в чисто практическом плане пост направлен на исключение всякого рода скоромной пищи - мяса, яиц, сметаны - в том или ином виде, в зависимости от строгости поста. А диета подразумевает, может быть, уменьшение пищи, но не всегда исключение скоромных продуктов. 

- Каковы причины наследственных болезней и нет ли тут утешения страдающему от них в том, что таким образом он как бы искупает нераскаянные при жизни грехи своих предков?

 - Действительно, страждущий, может быть, искупает множественные, нераскаянные грехи своих предков и, думаю, что в этом особого утешения не испытывает. Это доставляет ему страдания, и он несет крест за несколько поколений. Утешение может составить вера в Бога и Божье утешение. Причины наследственных болезней могут быть как чисто медицинские, так и духовные. Не следует все наследственные болезни ассоциировать только с греховным наследием. Это было бы ошибочно. Но то, что наследственные болезни могут возникать из-за духовных повреждений предыдущих поколений, это есть неоспоримый факт, который имеет место в медицине. - Перечислите, пожалуйста, святых, угодников Божиих, к помощи которых можно прибегать в той или иной болезни. Сколько бы угодников Божиих не существовало, мы всегда должны помнить, что в болезни нужно прибегать прежде всего к Спасителю с молитвой и просьбой, к Божией Матери, к своему тезоименитому святому, к своему ангелу-хранителю и к святому великомученику и делителю Пантелеймону, покровителю всех врачей и всех болящих и страждущих, а потом к тем святым, которые ходатайствуют перед Божьим престолом об исцелении той или иной болезни.

 - Ваше отношение к психологии и психологам и обращению к ним?

 - К психологии я отношусь положительно. Психология - это особая наука о душе. Психолог определенным образом, в диалоге, воздействует на душу. Обращаться к психологам можно. 

Единственно хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время в психологии и психотерапии появился ряд запрещенных методик скрытого разрушающего воздействия на психику, которое противоречит основам православной вероучительной истины. 

Особенно это касается "эн-эл-пи" - нейро-лингвистического программирования, то есть разного рода тонких, так называемых суггестивных методик - методик внушения, в результате которых происходит, выразимся так, микрогипнотическое воздействие на другого человека. К такого рода психологии я отношусь отрицательно. 

- Какова ваша точка зрения на трансплантацию органов и тканей? В каких случаях она не противоречит нормам православной этики? 

- На трансплантацию органов и тканей как врач я смотрю, конечно, положительно, потому что это определенный1 прогресс в медицине, новый этап продления жизни человеку. Как священник, подходя к этому вопросу с точки зрения православной этики, оцениваю, в каком случае пересадка органов будет греховной, а в каком - нет. Грехом в случае трансплантации будет являться обстоятельство, когда донором двигали только финансовые мотивы. Здесь грех тонок, так как основывается только на направлении побуждения: помочь богатому, но больному человеку, отдав орган, и получить за нанесенный здоровью ущерб финансовую компенсацию или обогатиться за счет продажи своего органа или крови. 

Следует помнить, что тело соткано не нами, а Богом и принадлежит Богу. Поэтому, когда человек продает свои органы или сдает кровь исключительно из финансовых побуждений, он совершает грех против заповеди Божией "не укради", так как берет то, что принадлежит не ему, а Создателю его тела. Исключение составляют те случаи, когда один из членов семьи продает свою кровь или ткань, чтобы вырученные деньги передать родственнику для проведения жизненно важной операции, выкупа пленного, защиты при невинном заключении или при возможности безвинной смерти. То есть, когда человек, жертвуя собой ради ближнего, руководствуется высокими мотивами и его жертва - это жертва Самому Христу, он совершает дар любви. "Нет больше той любви, если кто положит душу за други своя" (Ин. 15. 13).

 Ко всем видам пересадок - пересадок органов от живых людей, органов и тканей от неживого человека, из синтезированных полимерных материалов, а также тканей животных, я отношусь положительно.

 Исключение составляет пересадка трансплантантов из синтезированных полимерных материалов с целью увеличения бюста или гениталий пациента, потому что основополагающим мотивом в этом случае является движущая человеком похоть, а не устранение какого-либо дефекта. Завершающим итогом таких операций является реализация блудного греха. Поэтому к такому виду трансплантации я отношусь отрицательно. 

Точка зрения православной Церкви на трансплантацию органов исчерпывающе отражена в Материалах архиерейского собора 2000 года. "Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. 

Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. 

Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). 

В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. Донорские органы и ткани усвояются воспринимающим их человеком (реципиентом), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения (глава 12, пункт 7)".

 - Как Церковь относится к употреблению так называемых феталъных (зародышевых) тканей и органов?

 - Собор Русской Православной Церкви определил, что употребление методов так называемой фетальной терапии безусловно недопустимо, потому что "в основе их лежит использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и "омоложения" организма. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может найти ему оправдания и в том случае, если от уничтожения зачатой человеческой жизни некто, возможно, будет получать пользу для здоровья. Неизбежно способствуя еще более широкому распространению и коммерциализации абортов, такая практика (даже если ее эффективность, в настоящее время гипотетическая, была бы научно доказана) являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер" (глава 12, пункт 7).

 - Каков взгляд Православной Церкви на предсмертные физические страдания и на эвтаназию?   

 -Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения искусственной легкой безболезненной смерти тяжелобольных ввел термин - "эвтаназия" то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий. В современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".

- Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента биологической смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность. В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого.

 Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, "непостыдную и мирную" кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять так называемая паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью. Православное понимание непостыдной кончины включает подготовку к смертному исходу, который рассматривается как духовно значимый этап жизни человека. 

Больной, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным пред-стоянием перед вечностью. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: "Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25.40).

 Сокрытие от пациента информации о тяжелом состоянии нередко лишает умирающего возможности сознательного приуготовления к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в таинствах Церкви, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами. Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: "Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси" (Требник. Молитва о долгостраждащем). 

Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). "В Его руке душа всего живущего, и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией "не убивай" (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение.

 Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не пресечению жизни. "Право на смерть" легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расценивается как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который "соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия", не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс, прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни "вне ума", то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. 

Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6. 2).


 
 

Webmaster

Home ] ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ] [ ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ И КАК ЕЕ ЛЕЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ МЕТОДАМИ ] КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ  ЧЕЛОВЕКУ ] ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ ] ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ ] РАЗНОЕ ]

    

Hosted by uCoz