НАСТАВЛЕНИЯ
                                       ОТЦА НАШЕГО ПРЕПОДОБНОГО
                       СЕРАФИМА САРОВСКОГО

                                                        ЧУДОТВОРЦА

         НАЗАД       ГЛАВНАЯ               ВПЕРЕД

О МНОГОСЛОВИИ.

многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердец человеческих: ибо ничтоже тако устужает огнь от Св. Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование, кроме онаго, еже со чады тайн Божних, еже к возвращению разума Его и приближению (Ис. Сир. Сл. 8).

Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом: ибо, как восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная между зажженными растаевает, так и сердце инока от беседовання с женским полом неприметно расслабевает, о чем и Св. Исидор Пелусиот говорит так: аще (глаголющу Писанию) кия беседы злын тлят обычаи благи: то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чистоту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердее есть камене; что же воды мягчает, обаче всегдашнее прилежание и естество: побеждает аще убо естество, едва недвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и умаляется: то како воля человеческая, еже есть удобь колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена (Исидор Пелус. письм. 284, и Чет. Мин. в жит. его февр. 4 дня)?

А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от многоглаголания: «муж бо мудр безмолвие водит» (Притч. 11, 12); и «иже хранит свои уста, соблюдает свою душу» (Притч. 13, 3); и помнить слова Иова: «завет положих очима моима, да не помышлю на девицу» (Иов. 31, 1), и слова Господа Иисуса Христа: «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Матф. 5, 28).

Не выслушав прежде другого, отвечать не должно: «иже бо отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение» (Притч. 18, 13).

20. О РАСПОЗНАВАНИИ ДЕЙСТВИЙ СЕРДЕЧНЫХ.

КОГДА человек приимет что-либо божественное то радуется в сердце; а когда днавольское, то входит в смущение. Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что сие от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие его есть небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: «любы, радость мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Галат. 5, 22, 23).

А диавол хотя бы преобразился «и в ангела светла» (2 Кор. 11, 14), или представлял мысли самые благовидные сердце все будет чувствовать какую-то неясность волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя сие св. Макарий Египетский говорит: «Хотя бы (сатана) и светлые видения представляя благо обаче действия подати отнюдь не возможет: чрез что и известный знак его дел бывает» (Сл. 4, гл. 13).

Итак, по разнообразным действиям сердечным человек может познать, что есть Божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Си-наит: «От действа убо возможешь познать возсия-вый свет в душе твоей, Божией ли есть, или сатанин» (Доброт, ч. I Григория Син. О безмолвии).

21. О БОЛЕЗНЯХ.

ТЕЛО есть раб души, а душа - царица; а потому милосердрием Божннм бьвает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя: да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.

Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: «Откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любвь сию, мы отпадаем от Hero, a отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам». (О том, что Бог не есть причина зла. Стр. 213).

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более.

Один старец, страдавший водяного болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобный болезни мой внутренний человек: а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нея; ибо, поколику «внешний наш человек тлеет», потолику «внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16)».

22. О МИЛОСТЫНИ.

ДОЛЖНО быть милостиву к убогим и странным о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.

В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами стараться исполнять следующую заповедь Божию: «будите милосерди якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36), также: «милости хощу, а не жертвы» (Матф. 9, 13).

Сим спасительным словам мудрые внимают, а неразумные не внимают; оттого и награда неодинакова, как сказано: «сеющий скудостию, скудостию и пожнут; сеющие же о благословении, о благословении и пожнут» (2 Кор. 9, 6).

Пример Петра Хлебодава (Чет. Мин. сент. 22), который за кусок хлеба, поданный нищему, получил прощение во всех его грехах, как это было показано ему в видении, - да подвигнет нас к тому, чтобы и мы были милостивы к ближним: ибо и малая милостыня много способствует к получению Царства Небесного.

Творить милостыню мы должны с душевным благорасположением, по учению св. Исаака Сирина: «аще даси что требующему, да предварит даяние твое веселие лица твоего и словесы благими утешай.

 

 

 

 mailto:

ЗАГЛЯНИ НА ''ПРАВОСЛАВНЫЙ УГОЛОК''

 

http://wgolok.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz