НАСТАВЛЕНИЯ
                                       ОТЦА НАШЕГО ПРЕПОДОБНОГО
                       СЕРАФИМА САРОВСКОГО

                                                        ЧУДОТВОРЦА

         НАЗАД      ГЛАВНАЯ               ВПЕРЕД

 

О ПОКАЯНИИ.

ЖЕЛАЮЩЕМУ спастися всегда должно иметь сердце, расположенное к покаянию и сокрушенное: «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс, 50, 19).

В таком сокрушении духа человек с легкостью может безбедно проходить хитрые козни диавола, коего все силы направлены к тому, чтобы возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси евангельскому: «Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? откуду убо плевелы?» Он же рече: «.враг человек сие сотвори» (Матф. 13, 28).

Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражий бывают бездейственны; ибо где мир помыслов, там почивает Сам Бог: «в мире сказано, место Его» (Пс. 75, 3).

Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе, как говорит св. мученик Вони-фатий (Чет. Мин. дек. 19), страх Божий есть отец внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту, и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния.

Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие: а потому и должны всегда со смирением просить у Господа оставления долгов наших.

Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать чрез покаяние?

Можно, по Псаломнику: «превратнхся пасти, и Господь прият мя» (Пс. 117, 13). Когда св. Пророк Нафан обличил Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение '(2 Пар. 12, 13).

К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши за водой, при источнике пал в грех. Но, возвратившись в келиго, он сознал свое согрешение и паки начал проводить жизнь подвижническую, как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха, отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической жизни; но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае Бог открыл некоему блаженному отцу и велел брата падшего в грех ублажить за таковую победу над диаволом.

Когда мы искренно каемся во грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему Силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, т. е. царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее ко Отцу Своему. В жилище всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него,

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро, и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти, как гласит Писание "(I Иоан. 5, 16; Ант. Сл. 77). «Аще не предашься унынию и нерадению, говорит Варсонофий, то имаши почудитися и прославити Бога, как Он пременяет тя от еже небыти воеже быти» Т. е. из грешника в праведника. Отв. 114).

Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.

Как от всякой болезни есть врачевание, так к всякому греху есть покаяние.

Итак, несомненно приступай к покаянию, - и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом. Непрестанно твори сию молитву преп. Антиоха:

«Дерзая, Владыко, на бездну благоутробня Твоего, приношу Тебе от скверных уст и нечистых устен молитву сию: помяни, яко призвася на мне имя святое Твое, и искупил мя еси ценою крове Твоея, яко запечатлел мп еси обручением Св. Духа Твоего, и возвел мя еси от глубины беззаконий моих да не похитит мя враг, Иисусе Христе заступи мя и буди ми помощник крепкий в брани, яко раб есмь похоти и воюем от нея. Но Ты, Господи, не остави мя на земли повержена во осуждении дел моих; свободи мя, Владыко, лукавого рабства миродержителя и усвой мя в заповедех Твоих. Путь живота коего, Христе мой, и свет очей моих - лице Твое, Боже, Владыко и Господи, возношения очей моих не даждь ми, и похоть злую остави от мене; заступи мя рукою Твоею святою. Пожелания и похотствования да не объимут мя, и душе безстудной не предаждь мене. Просвети во мне свет лица Твоего, Господи, да не объимет мене тма, и ходящий в ней да не похитят мя. Не предаждь, Господи, зверем невидимым душу исповедающуюся Тебе, Не попусти, Господи, уязвитися рабу Твоему от псов чуждих. Приятелище Свя-таго Духа Твоего быти мя сподоби, и дом Христа Твоего, Отче Святый, созижди мя. Путеводителю заблудших, путеводствуй мя, да не уклонюся в шуяя. Лице Твое, Господи, видети вожделех. Боже, светом лица Твоего путеводи мя. Источник слез даруй ми, рабу Твоему, и росу Святаго Твоего Духа даждь созданию Твоему, да не изсох-ну яко смоковница, юже Ты проклял еси: и да будут слезы питием моим, и молитва моя пищею. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, и при-ими мя в вечныя Твоя скинии. Да постигнет мя милость Твоя, Господи, и щедроты Твоя дя объимет мя, и отпусти вся грехи моя. Ты бо еси Бог истинный, отпущаяй беззакония. И не попусти. Господи, посрамитися делу рук Твоих по множеству беззаконий моих, но воззови мя, Владыко, единородным Твоим Сыном, Спасителем нашим. И воздвигни мя лежащего, яко Левию мытаря, и оживотвори мя грехми умерщвленнаго, яко сына вдовицы. Ты бо един еси воскресение мертвых, и Тебе слава подобает во веки. Аминь» (Ант. Сл. 77).

17. О ПОСТЕ.

ПОСТ состоит не в том только чтобы есть резко но в том чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы ре есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а я час трапезы  предается ненасытному вкушению и телом, и умом В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными ч невкусными. Это дело, свойственное животным, а разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу пей ствиям духа.

Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему. «Блажени алчущие яко тии насытятся» (Матф. 5, 6).

Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос, пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого, укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве они измеряли успехами в посте.

К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-по-малу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так чти от четырех фунтов, меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба.

При всем том святые постники к удивлению других не знали расслабления но всегда были бодры сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.

К той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние Чувства точно закрываются, и ум, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.

Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всем, или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей. «Могий же вместити, да вестит» (Матф. 19, 12).

Пищи употреблять должно каждый день только чтобы тело укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; иначе может быть и то, что при изнеможении тела, и душа оелавеет. По пятницам средам, особенно ж в четыре поста пищу, по примеру отцев, употребляй один раз в день, - и Ангел Господень прилепится к тебе.

18. О ХРАНЕНИИ УМА.

МЫ НЕПРЕСТАННО должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: «всяцем хранением блюди сердце твое: от сих бо исходища живота» (Притч. 4, 23).

От бдительного хранения сердца рождается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5, 8).

Что есть лучшего в сердце, того мы без надобности не должны обнаруживать: ибо тогда только собранное остается в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего.

 

 

 mailto:

ЗАГЛЯНИ НА ''ПРАВОСЛАВНЫЙ УГОЛОК''

 

http://wgolok.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz