НАСТАВЛЕНИЯ
                                       ОТЦА НАШЕГО ПРЕПОДОБНОГО
                       СЕРАФИМА САРОВСКОГО

                                                        ЧУДОТВОРЦА

         НАЗАД       ГЛАВНАЯ               ВПЕРЕД

 

ЧЕМ ДОЛЖНО СНАБДЕВАТЬ ДУШУ.

ЕСЛИ хочешь устроить дом души своея, говорит преподобный Варсонофий, то прежде приготовь вещество и все потребное, чтобы художнику оставалось придти и устроить. Потребное для такового здания суть твердая вера для устроения стен; деревянные окончины вводящие свет солнечный, который бы освещал дом, чтобы не было в нем ни малейшей темноты. Оконца деревянные суть пять чувств, честным Крестом Христовым утвержденные, вводящие свет мысленного солнца правды и не позволяющие оставаться в дому твоем ни малейшей темноте врага и доброненавистника твоего. Потом требуется покров, да ни «во дни солнце не ожжет тебе ниже луна нощию» (Пс. 120, б). Покров скрепляется любовию к Богу, которая бы, покрывая дом, никогда не падала и не позволяла «заходить солнцу во гневе твоем», дабы не увидеть его обличающим тебя в день судный и жгущим в огне геенском, и луну, свидетельствующую о нощ-ном нашем унынии и лености. Наконец, требуется дверь, вводящая в дом и хранящая живущего в нем. Разумей мысленную дверь - Сына Божия, Который говорит: «Аз есмь дверь». Если так устроишь дом души своей и в нем не будет ничего неприличного и неугодного Богу, то Он придет с благословенным Отцем и Духом Святым и обитель у тебя сотворит и научит тебя, что такое мир души, просветив сердце твое радостию неизглаголанною (Вар, Отв. 171).

Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири; Евангелие и Послания Апостолов должно читать стоя пред св. иконами, а псалмы можно читать сидя. От чтения Св. Писания бывает просвещение в разуме, который оттого изменяется изменением Божественным.

Надобно так обучать себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устроять и жизнь свою.

Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения.

Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро, и что есть зло.

Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания, и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.

Телесный труд и упражнение в божественных Писаниях, учит преподобный Исаак Сирии, охраняют чистоту, а труд подкрепляется надеждою и страхом. Надежду же и страх производят в уме удаление от людей и непрестанная молитва. Пока не примет Утешителя, человек имеет нужду в божественных Писаниях, чтобы воспоминание о благах напечатлевалось в уме его и от непрестанного чтения обновлялось в нем стремление ко благу и охраняло душу его от топких путей греха; - имеет нужду потому, что не приобрел еще силы Духа, которая удаляет заблуждение, берет в плен душеполезные припоминания и приближается к той холодности, какая бывает при рассеянности ума. Ибо когда сила Духа низойдет на душевную силу, действующую в нем, тогда вместо закона Писания укореняются в сердце заповеди Духа; и тогда он втайне бывает наставляем Духом и не имеет нужды в помощи чего-либо чувственного. А пока сердце учится через вещественное, вслед за учением идет заблуждение и забвение. А когда учение идет от Духа, тогда память соблюдается невредимою. (Исаак Сир. Сл. 58).

Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, и что терпела она в то или другое время, - знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошений, также - для убеждения и утешения свого духа.

Более же всего делать это должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника: «мир мног любящим закон Твой, Господи» (Пс, 118, 165).

О МИРЕ ДУШЕВНОМ.

МИР душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда мы не можем стерпеть и огневицы?

Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая - с другими.

Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Ибо «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Пфес. 6, 12).

Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем.

Благодать Божия приосеняет такого человека, и он бывает сперва в мирном устроении, а путем сего переходит и в премирпое: в мирном то есть с совес-тию благою; в премирном же, когда его ум созерцает в себе благость Святого Духа, по слону Божию «в мире место Его» (Пс. 75, 3),

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком солнце прпдвы - Христа? Тогда воистину радуется он радостию ангельскою.

О сем-то и Апостол сказал: «наше житие на небесех есть» (Филип. 3, 20.)- *

Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лисицею, черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатню-Божию, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и па других изливать свет просвещения разума. Прежде сего человеку надобно повторять сии слова Лины пророчицы: «да не изы-дст велеречие из уст ваших» (I Цар. 2, 3) и слова Господни: «лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Матф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертию Своею, глаголя: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: «и мир Божий превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумение ваше о Христе Иисусе» (Филип. 4, 7); «мир имейте и святыню со всеми, их же кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14).

Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью всегда взывать: «Господи, Боже наш, мир даждь нам» (Пс. 26, 12).

12. О ХРАНЕНИИ МИРА ДУШЕВНОГО.

НАДОБНО всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания оберегать ум и сердце от непристойных колебаний.

Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению как бы они не до нас касались.

Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и соделать его обителию Самого Бога.

Образ такого незлобия мы видим в жизни св. Григория Чудотворца, от которого некая жена блудница всенародно требовала мзды, аки бы за грех с нею содеянный; а он ни мало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему другу своему: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса. Святитель же изгнал из нее и беса молитвою (Чет. Мин. ноябр. 17).

Если же невозможно, чтоб не возмутиться, то, по крайней мере, надобно удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: «смятохся и не глаголах» (Пс. 76,5).

В сем случае мы можем взять в образец себе св. Спиридона Тримифунтского и преп. Ефрема Сирина. Первый (Чет. Мин. дек. 11) так перенес оскорбление: когда, по требованию греческого царя, входил он но дворец, то один из слуг, бывших в палате царской, сочтя его за нищего, смеялся над ним, непускал в палату и даже ударил его в ланиту. Св. Спиридон, будучи незлобив, обратил ему, по слову Господню, и другую (Матф. 5, 39). - Преподобный Ефрем (Чет. Мин. янв. 28) постясь в пустыне, раз лишен был пищи таким образом: ученик его, неся пищу, нечаянно разбил по дороге сосуд. Преподобный, увидев ученика печальным, сказал ему: «Не скорби, брате: аще бо не восхоте прийти к нам пища, то мы пойдем к ней», И как преподобный пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее. Так-то он был безгневен.

А как побеждать гнев, сему можно поучиться из жития Паисия Великого (Чет. Мин. июня 19), который просил Господа Иисуса Христа, явившегося ему, чтобы Он освободил его от гнева. И Спаситель сказал ему: «аще хощеши победити гнев и ярость купно, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».

Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, по слову премудрого Сираха, «многи печаль уби, и несть пользы в ней» (Сир. 30, 25).

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Снисхождением к брату и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает божественные откровения.

Чтобы не впадать в осуждение ближних должно внимать себе, ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертвым.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?

При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку, и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

 

 

 mailto:

ЗАГЛЯНИ НА ''ПРАВОСЛАВНЫЙ УГОЛОК''

 

http://wgolok.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz