НАСТАВЛЕНИЯ
                                       ОТЦА НАШЕГО ПРЕПОДОБНОГО
                       СЕРАФИМА САРОВСКОГО

                                                        ЧУДОТВОРЦА

         НАЗАД      ГЛАВНАЯ               ВПЕРЕД

О ПОДВИГАХ.

НЕ ДОЛЖНО предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей.

Надобно идти средним путем, «не уклоняясь ни на десно ни на шуе» (Притч. 4, 27); духу давать духовное, а телу телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас, по словам Писания: «воздадите Кесарево Кесареви, и Божия Богови» (Матф. 22, 21).

Должно снисходить и душе своей в ея немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему.

Употребил ли ты много пищи, или сделал другое что сродное слабости человеческой, не возмущайся, не прибавляй вреда ко вреду, но, мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: «блажен не осуждаяй себе, о нем же искушается? (Римл. 14, 22). Тот же смысл заключают в себе и слова Спасителя: саще не обратитеся, и будите яко дети, не внидите в царство небесное» (Матф. 18, 31).

Тело, изможденное трудом или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос, тотчас по воскресении.дщери Иаировой от смерти, «повелел дати ей ясти» (Лук. 8, 55).

Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и говорить с Пророком: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс, 113, 9).

Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг человеку к сохранению себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям, как о сем св. Василий Великий свидетельствует (Бесед, на начал, притч, стр. 305): многие много собрали в юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели волнения, и всего того лишились*

Чтобы не испытать такого превращения, надобно поставить себя как на мериле испытания и внимательно наблюдать всю жизнь за собою, по учению ев, Исаака Сирина: якоже на мериле приличествует извесити коемуждо жительство свое (Слов. 40).

14. О СВЕТЕ ХРИСТОВОМ.

ДАБЫ принять и ощутить в сердце своем свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, при искренней вере в Распятого, закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца и вопиять, непрестанно призывая имя Господа нашего Иисуса Христа. Тогда по мере усердия и горячности духа к возлюбленному (Лук. 3, 22), человек в призываемом имени находит услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.

Когда ум с таким упражнением долго пребудет, укоснит сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души божественным сиянием, как говорит от лица Бога св. Пророк Малахия: «и возсияет вам, боящимся имени Моего, солнце правды» (Малах. 4, 2). Сей свет есть купно и жизнь по евангельскому слову: «в Том живот бе, и живот бе свет человеком» (Иоан. 1, 4).

Когда человек созерцает внутренне свет вечный, тогда ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться в сердце земли, только бы не лишиться сего истинного блага - Бога.

15. О СЛЕЗАХ,

ВCE СВЯТЫЕ и мира отрекшиеся иноки всю жизнь свою плакали в чаянии вечного утешения ,по уверению Спасителя мира: «блажени плачущим, яко тии утешатся» (Матф. 5, 4),

Так и мы должны плакать об оставлении грехов своих. К сему да убедят нас слова Порфироносного Пророка:'«ходящий хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, взсмлюще рукояти своя* (Пс. 125, 6); и слова Иса ака Сирниа: омочи ланиты твои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух, и омыет тя от скверны злобы твоей. Умилостиви Господа твоего слезами, да иркндёт к тебе (Сл. 68, об отречении от мира).

Когда мы плачем в молитве и к слезам примешивается смех, то это от дйавольской хитрости. Трудно постигнуть тайные действия врага нашего.

У кого текут слезы умиления, у того сердце озаряется лучами солнца правды - Христа Бога.

 

 

 

 mailto:

ЗАГЛЯНИ НА ''ПРАВОСЛАВНЫЙ УГОЛОК''

 

http://wgolok.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz