|
О ПОМЫСЛАХ И ПЛОТСКИХ ДВИЖЕНИЯХ. МЫ ДОЛЖНЫ стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские т. е. движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: - чревоугодие, сребролюбие л тщеславие, которыми ухищрялся диавол искушать даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне. Диавол, как лев, скрываясь в ограде своей (Пс. 9, 30), тайно расставляет нам сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы. Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гну шается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: «не ори юнцем и ослятем» (Второз. 20, 10), т. е. с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы. Будем подражать Давиду, который говорит: «во утриях избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие» (Пс. 100, 8). Законом запрещено было нечистому входить в дом Господа. Дом сей - мы, и Иерусалим внутрь нас. «Грешные земли» - суть кроющиеся в сердце нашем змиевидные помыслы. Будем и мы с ним взывать ко Господу: «устрой душу мою от злодейства их» (Пс. 34, 17), «расточи языки, хотящия бранем» (Пс. 67, 31), дабы и нам услышать: «в скорби призвал Мя еси, и избавих тя» (Пс. 80, 8). Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего. Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние; а к очистившимся от страстей при-ражается лишь со стороны, или внешно. Человеку в молодых летах не можно не возмущаться от плотских помыслов. Но должно молиться Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится пламень. 24. О ТЕРПЕНИИ И СМИРЕНИИ. НАДОБНО всегда терпеть и все, что бы не случилось, Бога ради, с благодарностию. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностию; и потому «недостойны, - по Апостолу, - страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18). В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце. Кто унижает или отнимает твою честь, всеми мерами старайся простить ему, по слову Евангелия: «от взимающяго твоя не истязуй» (Лук. 6, 30), Когда люди поносят нас, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя, что ежели бы мы были достойны, то все кланялись бы нам, Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина: «уничижи себе, и узришь славу Божию в cиле» (Слово 57), Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию, идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается. Не сущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. Как воск не разогретый и не размягченный, не может принять налагаемой на него печати так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда приступили ангелы и служили Ему (Матф, 4, 11). Так, если во время искушений несколько отходят от нас ангелы Божии, то не далеко, и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа, потрудившись, стяжевает и прочие совершенства. Почему св. прор. Исайя говорит: «терпящий Госпоза изменят крепость, окрылатеют, аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут» (Ис, 40, 31). Так терпел и кротчайший Давид: ибо, когда Семей поносил его и метал на него камни, говоря: «изыди мужу беззаконный», - он не сердился; и когда Авесса, вознегодовав на сие, сказал ему: «почто проклинает пес умерший, сей Господина моего Царя?» - он запретил ему; говоря: «оставите его, и тако да проклинает мя», ибо Господь увидит и воздаст мне благое (2 Цар. 16, 7-12). Почему после и воспел: «терпя потерпех Господа, и енят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39, 2). «Сосуды скудельничи искушат пещь: и искушение человеческое в помышлениих его» (Сир. 27, 7), «Но горе вам погубльшим терпение! и что сотворите, егда посетит Господь?» (Сир. 2, 14). Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его; а когда увидит, что он малодушен, и наказание сносит с трудом, тогда утешает: так поступает с нами и бла-гий Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем не благодарным Иудеям, которые насытившись чудной трапезы в пустыне, говорили, что Христос воистину есть пророк, хотели взять Его и сделать Царем; а когда Он сказал им: «делайте не брагано гиблго-щее, но брашно пребывающее в живот вечный», тогда говорили Ему: «кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни» (Иоак. 6, 27, 30, 31). Прямо на таких падает слово «исповестся Тебе, егда благо сотвориши ему», - и таковый «даже до века не узрит света» (Пс. 48, 19, 20). Посему Апостол Иаков учит нас: «всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение: терпение же дело совершенно да ииать» и прибавляет: «блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни» (Иак. 1, 2-4, 12). 25. О ДОЛЖНОСТЯХ И ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ, БЛИЖНИМИ надобно обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека, или оскробляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится. Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви. Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирии: «простри ризу твою над согрешаюшим и покрой его». (Сл. 89). Все мы требуем милости Божией, как Церковь поет: «аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы?» Мы, в отношении к ближним, должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: «возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе» (Лук. 10, 27), Но не так, чтобы любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала бы нас от исполнения первой и главной заповеди, т. е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: «иже любит отца или матерь паче Мене, кесть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Матф. 10, 37). О сем пред-мете весьма хорошо рассуждает св. Димитрий Ростовский: «там видна неправдивая к Богу в христианском человеке любовь, где тварь с Творцем сравнивается; а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче всего создания любится и предпочитается» '(Част. поуч. 2). 26. О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО И О ПРОЩЕНИИ ОБИД. НЕ ДОЛЖНО судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «не судите да несудими будете» Щатф. 7, 1); «ты кто еси, судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит или падает, станет же: силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14, 4), Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии Апостольские слова: «мняйся стояти, да блюдется, да не падет» '(I Кор. 10, 12). Ибо неизвестно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как говорит Пророк, опытом сие догнавший: «рех по обилии моем: не подвижуся во век. Отвратил же сси лице Твое, и бых смущен» (Пс. 29, 7, 8). За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «аще не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших (Матф. 6, 15); «молитеся за творящих вам напасть» (Матф. 5, 44). Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему-враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Матф. 5, 44), Итак, если мы будем, сколько есть сил стараться все сие исполнять, то можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий нам путь к горнему Иерусалиму. Поревнуем возлюбленным Божиим: поревнуем кротости Давида, о котором преблагий и любо-благий Господь сказал: «нашел Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои». Так Он говорит о Давиде незлопамятном и добром ко врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преп. Ан-тиох, не было остановки во время молитвы. Закон велит заботиться об осле врага (Исх. 23, 5). Об Иове свидетельствовал Бог, как о человеке незлобивом (Иов. 2, 3); Иосиф не мстил братиям, которые умыслили на него зло; Авель в простоте и без подозрения пошел с братом своим Каином. По свидетельству слова Божия, святые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом (Иер. 18, 20), говорит о гнавшем его Израиле: «егда воздаются злая за благая? Помяни стоящего мя пред Тобою, еже глаголати за них благая» (Ант. ел. 52). Бог заповедал нам вражду только против змия, т. е. против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая - против человекоубийцы - диавола. Повелено нам враждовать и против Мадиа-нитян, т. е. против нечистых духов и блуда и сту-додеяния, которое сеют в сердце нечистые и скверные помыслы. Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом. Отчего мы осуждаем братии наших? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других. Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай, Самих себя должно нам считать грешнейшими всех, и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется, другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверста, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли осуждающий, или осуждаемый тобою. Если осуждаешь ближнего, учит преп. Антиох. то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судии, ведущему сердца наша и сокровенная страсти естества (Ант. Сл. 49). Итак возлюбленные, не будем наблюдать за щ* жими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы и язык их меч остр» (Пс. 56, 5). Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов зерно пшеничное.
|
|