Home
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ И КАК ЕЕ ЛЕЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ МЕТОДАМИ
КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ  ЧЕЛОВЕКУ
ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ
ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ
РАЗНОЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

- Благословите, батюшка! 

- Бог благословит! - встает из-за стола врач и со словами "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!" широко осеняет меня крестом. - Ну, какие у вас жалобы... то есть, вопросы? - улыбаясь, поправляется он. Это не храм. Это обычный кабинет врача. И мой собеседник, Сергей Владимирович Филимонов, - священник, отец Сергий, одновременно - практикующий врач, кандидат медицинских наук. Вопросов у меня к нему множество: своих, наболевших, и почерпнутых из бесед с родными, знакомыми и незнакомыми мне людьми - какой разговор теперь не обходится без упоминания о здоровье, болезнях и их лечении?

 

 ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ И КАК ЕЕ ЛЕЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ МЕТОДАМИ?

 

 - Мы часто болеем, но редко задумываемся - почему, и еще реже вникаем в смысл такого знакомого и, увы, малоприятного слова "болезнь". Отец Сергий, что же такое болезни с точки зрения современной медицины и существует ли принципиальное отличие во взгляде на них у врача-священника? Какие же бывают болезни?

 - Начнем с того, что болезни бывают телесные или, как говорят врачи, - соматические, душевные (психические) и духовные. Телесные - это те, при которых, коротко говоря, страдает тело. В их основе лежит временное или постоянное изменение структуры тканей человека (вплоть до клеточного, и даже молекулярного уровня), приводящее к изменению нормальной работы органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной и других), а значит, и к снижению или потере трудоспособности. 

Душевные болезни - это такие, при которых страдает психика человека и ее изменение не укладывается в общепринятые рамки человеческого поведения и мышления. 

Духовные болезни - это особый род болезней. При духовных болезнях страдает и дух человека, и душа, и, нередко, тело. Они относятся к заболеваниям, которые лечатся под покровом церкви. 

- Отец Сергий, что же такое душа? 

- Понятие "душа" в библейском смысле отличается от обыденного нашего понимания. Наше сознание чаще всего представляет человека состоящим из тела и души, как сосуд с несмешивающимися жидкостями (скажем, .с водой и маслом). В Библии же понятие "душа" имеет очень много значений, и все зависит от контекста. В общем же, душа обозначает всего человека: поскольку он оживлен духом жизни, но душа не является "частью", образующей в соединении с телом человеческое существо. Собственно говоря, душа не обитает в теле, а выражается телом, которое, в свою очередь, как и плоть, обозначает всего живого человека. Поэтому понятия "жизнь" и "душа" часто оказываются равнозначными.

 Душа - это символ жизни, но не ее источник. Источник жизни - Бог, действующий посредством Своего духа. "И вдунул (Бог) в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2. 7). Отличие человека от других тварей в том, что он органично соединяет в себе два мира - материальный и духовный. Потому процесс их разделения, или смерти, так страшен и томителен для человека, что он перестает быть человеком. Несомненно, душа нуждается в теле, а тело в душе. Душа несовершенна без тела, а тело несовершенно без души. Душевные болезни относятся к психиатрии. Диагностикой и лечением душевных расстройств занимаются в специальных психиатрических интернатах, лечебницах и диспансерах. 

В Материалах Архиерейского Собора 2000 года о психических заболеваниях говорится следующее: "Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами.

 В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи.

 Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента (глава 11 пункт 5)". 

- Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, подробнее о духовных заболеваниях.

 - Духовные заболевания - это те, при которых страдает, в первую очередь, дух человека, а нередко еще и душа, и тело. По краткому определению Григория Богослова, дух есть душа, обогащенная Божественной благодатью, несущая в себе частицу Божества. 

На самом деле духу трудно дать четкое определение и понятие, у святых отцов очень много определений духа, но остановимся именно на этом. Святой Григорий Богослов говорит о присутствии в человеке "частицы божества", нетварной благодати, "душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, Божественная струя, животворящее присутствие Духа Святого". Человек имеет добрый (здоровый) дух, когда живет по-христиански, в соответствии со святыми Божьими заповедями, и злой (нездоровый, поврежденный), когда совершает грехи, живет греховной жизнью. Поэтому духовными болезнями и заболеваниями, которыми мы все страдаем, являются грехи, страсти, пороки, отделяющие нас от Бога, например, гордость, тщеславие, разленение, печаль, любостяжание, чревоугодие, гневливость, блудная страсть. 

Вследствие повреждения здорового духа душа становится одержима нечистыми страстями, а тело наследует через это различные болезни. Лечением таких заболеваний не может заниматься ни врач, ни психиатр, так как очистить от грехов, наполняющих душу, может только священник во время совершения таинства покаяния, ибо только ему дана от Бога на это особая власть и сила. Особую, крайнюю форму далеко зашедшего заболевания, представляет одержимость нечистыми духами. 

- Почему люди становятся духовно больными? 

- Духовно больными люди становятся потому, что нарушают заповеди Божьи, живут не по-христиански, не так, как учит Святая церковь. За поругание святыни, за поругание имени Божия - богохульство - человек становится одержимым страстями, а в крайних случаях, и одержимым нечистыми духами (бесами).

 - Каковы симптомы духовного заболевания?

 - Для каждой страсти характерны свои симптомы. Например, для духовного заболевания, которое называется "гордость", характерно унижение других людей, постоянное надсмеяние над ними, постоянное уничижение. Для "тщеславия" характерно постоянное желание похвал, ненасытимое желание преврзношения. "Печаль" выражается в скуке, ничегониделании, унынии, разленении; "чревоугодие" - в постоянном едении, многоедении, разноедении, обжорстве и так далее. Блудная страсть выражается через постоянное желание интимного соединения, через всякое блудное выражение, блудные помыслы, блудное желание, блудное движение.

 Постараюсь описать наиболее распространенные симтомы, крторые в совокупности можно было бы назвать "синдромом одержимости". Чувство необъ1имой тоски на сердце, беспричинное уныние, лтия; щемящие, колющие боли в области сердца ри отсутствии установленной кардиопатологии; .увство постоянной беспричинной внутренней зло5ы или раздражения; длительный субфебрилитет-(слегка повышенная температура тела), длящийся годами, при котором не найдено причины заболева|ния и четко не определен очаг хронической инфекции; заболевания, при которых имеется четкая патологическая симптоматика, но не найдена причина болезни; нежелание молиться, поститься, читать слово Божие, отвращение ко всему духовному; непереносимость запаха церковного ладана, появление удушья при каждении, желание убежать из церкви; появление в православной церкви чувства страха, обморочное состояние во время службы; появление во время Божественной литургии в храме резей в животе, вздутия живота при отсутствии патологии со стороны желудочно-кишечного тракта, сердцебиения, возникновение непроизвольной зевоты во время пения "Символа Веры" или "Отче наш", неконтролируемые телодвижения (руки и ноги как будто не принадлежат тебе) во время благословения священника, чтения Святого Евангелия, евхаристического канона, выноса креста; во время церковной службы ощущение присутствия в теле чужеродного объекта, его движений или шевелений; чувство жара, тошноты; обмороки при соприкосновении со святыми мощами, иконами, кроплении святой водой и елеопомазании.

То есть симптомы одержимости проявляются, как правило, в церкви, когда человек соприкасается со святыней. Следует подчеркнуть, что симптомы духовного заболевания могут быть индивидуальными. Подобно тому, как есть комплекс общих симптомов, определяющих переход человека в состояние болезни,  приведенный симптомокомплекс может свидетельствовать о начале одержимости.

 Но к синдрому одержимости следует относиться осторожно. Перечисленные симптомы не являются специфическими сами по себе, но их сочетание увеличивает вероятность одержимости. Например, нежелание молиться, поститься проявляют и здоровые телом атеисты и нерадивые миряне. Это состояние может посещать и воцерковленных людей и даже опытных подвижников благочестия само по себе. Но при сочетании симптомов, возникающих при соприкосновении со святыней церкви, вероятность одержимости выше. Вздутие живота и рези могут быть в церкви и у больных энтероколитом, чаще во время поста. Однако когда вне церкви у таких больных указанные симптомы не проявляются или слабо выражены, а при вхождении в церковь приобретают ярко выраженный характер и также быстро проходят при выходе из нее, вероятность одержимости высока. А если у человека нет кишечных нарушений и они возникают во время службы, особенно Божественной Литургии, и в другое время не обнаруживаются, одержимость достоверно имеет место.

 Безусловно заподозрить одержимость может духовно опытный священник, постоянно сталкивающийся с больными людьми, или старец, а также опытный православный врач. Это трудно сделать молодым врачам и священникам, а тем более людям, не сталкивавшимся с одержимостью в своей практике. Относиться к людям одержимым следует с состраданием и участием, помня, что это заболевание попускается Богом к покаянию.

 В книге преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна "Руководство к духовной жизни" мы читаем: "Объясни мне, Владыко, естественны ли болезни, случающиеся от нерадения и беспорядочности жизни, и за что посылаются человеку болезни от Бога, а также скорбные приключения, случающиеся с кем-либо, по предварительному ли попущению Божию бывают или нет?" В ответе мы читаем: "Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности жизни, естественно за сим следуют. Посылаемые же от Бога в наказание человеку за преслушание посылаются. От тебя зависит - быть нерадивым или жить чисто, и впадать в болезни, пока не приведешь себя в должный порядок. Впрочем, покаяние поможет избавиться от наказательных болезней.

 И скорбные приключения также бывают различны. Некоторые из них попускаются на нас за нерадение, а некоторые - в наказание к пользе нашей, чтобы мы покаялись. Различать же одни от других может лишь человек духовный". 

- Какие советы и рекомендации можно дать духовно болящим?

- Духовно болящим людям и их ближним можно дать следующие советы. Для того, чтобы исцелить свою душу, они должны постоянно заботиться о том, чтобы жить по заповедям Божиим, постоянно исповедоваться, очищать свою душу от грехов и греховных пристрастий, причащаться святых Христовых Тайн и жить по благословению церкви, по благословению своего духовника.

 Советы и рекомендации для одержимых будут такими же. Первое - чаще исповедоваться, особенно на частной исповеди, чаще причащаться Святых Христовых Тайн, обязательно с должным приготовлением. Строго соблюдать посты и постные дни - среду и пятницу. Приучать себя к смирению через неосуждение других, чаще просить прощения и думать о себе как о грешном и последнем.

 Чаще призывать Имя Божие, произносить Иисусову молитву и осенять себя крестным знамением. Это самое доступное для христианина врачевание, священное наше наследие, установленное Самим Иисусом Христом. Крест, даже без молитвы, обнаруживает спасительную силу, как это видно, скажем, на примере обращения в христианство священномученика Киприана. 

Только креститься надо правильно, с благоговением, не спеша. Ежедневно принимать натощак Крещенскую воду с просфорой. Принимать понемногу внутрь и мазать больные места освященным елеем из алтаря, от службы на литии, от соборования, от мощей, от чудотворной иконы. Стараться ежедневно читать Святое Евангелие, духовную литературу. Чаще повторять тексты Священного Писания и молитвословия - они крайне неприятны нечистым духам. 

Полезно читать Псалтирь, читать об исцелениях от икон и мощей, перечитывать жития святых, в которых описываются исцеления от беснования. Окуривать ладаном и окроплять святой водой свое жилище. Совершать паломничества к святым местам, чтобы приложиться к святыне - к мощам, к чудотворной иконе, окунуться в, святой источник в таких местах, как Почаев, Пюхтицы, Печоры и в других монастырях.

 С благословения духовника обращаться к священнослужителям, которые отчитывают и которые имеют на это разрешение правящего архиерея. Полезно просить молитв о себе у монашествующих, священников и людей праведной жизни. 

Но самое главное - стараться вести свою жизнь по Евангелию, по воле Божией. 

- Всегда ли наши болезни бывают расплатой за грехи?

 - Нет, не всегда. Болезни могут иметь различный характер. Один вид болезней может подаваться человеку как вразумление, чтобы он перестал грешить.

 Другой - для предохранения его от еще не совершенного зла.

Третий может подаваться человеку праведному для испытания глубины и силы его веры и для принесения человеку венцов за терпение креста болезней, например, как это было со святым праведным Иовом.

 Болезни также могут посылаться по четвертой причине - к славе Божией. Для того, чтобы прославить имя Божие, чтобы человек исцелился и на нем восторжествовало имя Божие, ведь посредством святой молитвы, святого образа или святых мощей человек выздоровел и, будучи больным и телесно, и душевно, и духовно, стал совершенно здоровым.

Бывает еще один вид болезней, который посылается для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл, то есть как средство очищения. 

- Бог милостив, справедлив, - говорят многие, - тогда почему же Он допускает страдания человеку? 

- Господь попускает страдания человеку Для того, чтобы душа его очистилась и чтобы человек с благодарностью Богу смог войти в Царство Небесное. Временные страдания этой жизни избавляют человека от страданий жизни вечной. Чем больше человек страдает в этой жизни, тем лучше будет его участь в Царствии Небесном. Страданиями Господь сохраняет человека от зла, страданиями Господь прикрепляет человека к себе.

 Если человек с благодарностью Богу переносит все, что ему посылается, он становится верным сыном или дочерью Божией и усыновляется в Царствии Небесном.

 - При каких условиях человек путем временных страданий может обрести вечное блаженство?

 - Если человек переносит страдания безропотно, с благодарением Богу за посланные страдания и с сохранением себя на пути хождения в заповедях Божиих.

 - Почему одни и те же страдания могут дать по-разному относящимся к ним людям противоположные результаты для их будущей вечной жизни?

 - Мы помним распятых около Господа на двух крестах разбойников. Один переносил страдания и благодарил Бога, и просил Бога, чтобы Господь помог ему и чтобы Господь ввел его в Свое Царство, а другой хулил Бога. 

Так по-разному люди относятся к посланному им кресту болезней: одни просят Бога, а другие хулят Его. Благоразумный разбойник унаследовал рай, а злой разбойник унаследовал ад, хотя оба. были при кресте Господнем. Следовательно, и люди точно так же наследуют противоположные результаты в вечной будущей жизни.

 - В чем принципиальное отличие медицины до 1917 года о\п современной и что из дореволюционного опыта вы ры хотели возродить сегодня в первую очередь? 

- Принципиальных отличий медицины, существовавшей до 1917 года, от современной очень много. За последние 80-90 лет существенно изменились медицинские технологии, которые позволяют долго сохранять жизнь человека путем интенсивных реанимационных мероприятий. 

Появились сильнодействующие препараты, которые делают здоровыми или спасают от смерти тех людей, которые ранее неминуемо погибали. Появились технологии, которые позволяют вторгаться в генетический код человека, делать специальные манипуляции и операции на эмбрионе человека. Появилась новая аппаратура и инструменты, с помощью которых можно вмешиваться в то, что было до 1917 года "запретным плодом".

Но вместе с тем, в душевном плане медицина до 1917 года и современная отличаются тем, что милосердная деятельность, которая была до 1917 года, попечительство о людях болящих, о людях бедных, к настоящему времени исчезли. И прежде всего из традиционного опыта хотелось бы возродить сестричество милосердия и то прежнее православное мировоззрение врачей, которое позволяло им относиться к человеку как к созданию и твари Божией.

 
 

Webmaster

Home ] [ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ] ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ И КАК ЕЕ ЛЕЧИТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ МЕТОДАМИ ] КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ  ЧЕЛОВЕКУ ] ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ ] ЕСЛИ ВЫ В БОЛЬНИЦЕ ] РАЗНОЕ ]

    

Hosted by uCoz